Главная Новости В мире «По праву почвы» — смогут ли кыргызстанцы легко получать гражданство РФ

В мировой практике существует два основных способа упрощенного приобретения гражданства — «по крови» и «по праву почвы».

Российские парламентарии готовят новую процедуру получения гражданства РФ для жителей стран, бывших частью царской России.

Депутаты Государственной Думы РФ разрабатывают новую, упрощенную процедуру получения российского гражданства. Ниже читайте жители каких стран СНГ смогут стать россиянами.

Если законопроект, авторами которого являются Константин Затулин и Наталья Поклонская, получит статус закона, то приобрести российское гражданство можно будет не только по принципу родства, но и по «праву почвы». Это подразумевает, что гражданами РФ смогут стать выходцы или их родственники по восходящей линии из стран постсоветского пространства, входивших когда-либо в состав СССР или Российской империи.

Чтобы оценить размах законодательной мысли, достаточно просто взглянуть на дореволюционную карту России и удостовериться лично, сколько территорий, являющихся частью нынешних независимых государств, входило в состав царской России.

Правда, как прокомментировал зампред думского Комитета по делам СНГ Константин Затулин, данная инициатива призвана в первую очередь защитить граждан Украины, желающих получить российское подданство.

«Более всего закон будет полезен той страдающей части беженцев с Украины, которая никак не может получить и отстоять свое новое гражданство. Таких людей много, их прием в число российских граждан очень затруднен, потому что для этого нужна справка иностранного государства об отказе от гражданства. Украина таких справок, понятное дело, не дает», — пояснил Затулин.

По словам парламентария, инициатива о предоставлении гражданства носителям русского языка была внесена в законодательство еще в 2014 году по предложению Владимира Путина. Однако условия, которыми обставили получение этого упрощенного гражданства, оказались такими, что сделали невозможным реализацию президентской инициативы.

«Мы снимаем эти наслоения, эти ненужные препятствия и таким образом даем возможность принимать в гражданство России наших соотечественников, которые подпадают под данный принцип. В частности, мы ликвидируем необходимость предоставлять справку от иностранного государства», — подчеркнул депутат.

Однако данным послаблением в законодательстве, если оно вступит в силу, смогут воспользоваться не только граждане Украины, но и жители практически всех стран СНГ.

«Я думаю, что важнее всего легализовать тех, кто уже проживает в России долгие годы. С них и надо начать. Это очень разные категории граждан, которые имеют не столько юридическое, сколько морально-этическое обоснование для такого шага», — считает глава центра демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев.

В частности, подразумеваются многие граждане республик Центральной Азии, причем не только этнические русские, которые, несмотря на формальное отсутствие российского подданства, уже не одно десятилетие могут жить и работать на территории РФ.

То же касается и граждан Молдовы, большинство из которых много лет работают в России, не покидая территории страны. Или, к примеру, русскоязычного населения прибалтийских стран, которое нередко сталкивается с неприкрытой дискриминацией по языковому признаку.

Но для того, чтобы кандидаты на получение российского гражданства смогли реально воспользоваться предоставляемыми льготами, в итоговой вариации закона необходимо минимизировать бумажную волокиту, утвердив при этом определенную систему проверок и языковых тестов, подтверждающую, что русский является для человека основным повседневным языком общения.

«Законотворческий процесс очень долгий, и в конце концов его результаты могут сильно отличаться от изначального проекта», — подчеркнул Рязанцев.

К слову, в России с 2006 года действует государственная программа по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно тексту программы, соотечественниками считаются «лица, имевшие гражданство СССР, проживающие в странах бывшего СССР и получившие гражданство этих стран или ставшие лицами без гражданства; выходцы из России и СССР и их потомки».

Важное отличие программы переселения от нынешней инициативы состоит в том, что, во-первых, география законопроекта намного шире — в нем четко прописана «Российская империя», а парламентарии говорят об ускоренной процедуре получения гражданства. Во-вторых, программа переселения соотечественников — это целый комплекс мер, где, помимо получения гражданства, говорится о материальной поддержке людей, возвращающихся на историческую родину из-за рубежа, их адаптации, помощи в поисках жилья и трудоустройстве.

«Это абсолютно разные вещи. И наш законопроект, и программа переселения в равной степени призваны помочь людям, готовым стать российскими гражданами. Но мы в данном случае программу переселения соотечественников никак не затрагиваем. Это несколько другая категория закона о гражданстве», — сказал Затулин.

Напомним, что, по данным Федеральной миграционной службы РФ, только в 2016 году по программе переселения соотечественников из Таджикистана в Россию переехали 1 850 семей.

Немало заявок на участие в программе в свое время поступало из Кыргызстана и Армении, но, после того как республики присоединились к ЕАЭС, поток желающих значительно сократился: подданные этих стран получили возможность заниматься экономической деятельностью в России, не теряя текущего гражданства.

В мировой практике существует два основных способа упрощенного приобретения гражданства — «по крови» и «по праву почвы». Первое — это учет гражданства родителей, а второе — учет места рождения ребенка. Приобретение гражданства «по праву крови» часто именуется гражданством по происхождению, а «по праву почвы» — по рождению.

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий